Некоторые движущие силы развития, лежащие в основе педагогического прагматизма:
- Представление о деятельной сущности человеческой личности. 1 Согласно этому положению, человек изменяет окружающую среду на основе получаемого практического опыта, активно приспосабливаясь к ней. 1
- Учёт интересов и потребностей ребёнка. 1 Природа человека предопределяет пути и возможности воспитания, присущие ребёнку закономерности его развития — прежде всего через учёт движущих им интересов и потребностей. 1
- Опора на индивидуальный опыт ребёнка. 5 Познание действительности отождествляется с индивидуальным опытом человека, а знания считаются истинными, если они получены в процессе практической деятельности и полезны для человека. 5
- Демократичный и горизонтальный характер образовательной среды. 3 Учителя выступают партнёрами, а знание является производным коллективного исследования, взаимного доверия и «интерсубъективного соглашения» собеседников. 3