Некоторые дидактические материалы и игры, которые могут быть эффективны для развития детей с ЗПР в возрасте 4–5 лет:
- «Выложи кружочки». 1 Цель — увеличение объёма внимания. 1 Дидактический материал: два набора по пять кружочков одного диаметра, но разного цвета. 1 Воспитатель выкладывает на столе пять кружочков в любой последовательности. 1 Ребёнок в течение 10 минут запоминает расположение кружочков. 1 Затем кружочки закрываются. 1 Ребенку предлагается второй набор кружочков, которые он должен выложить в той же последовательности, в какой выложил воспитатель. 1
- «Дорисуй фигуры». 2 Цель — развитие целостности восприятия. 2 Дидактический материал: лист с изображением недорисованных геометрических фигур. 2 Ребёнку объясняют, что художник забыл дорисовать геометрические фигуры, поэтому они «дырявые». 2 Ему предлагают дорисовать фигуры, чтобы они стали целыми. 2
- «Узнай предмет на ощупь». 2 В мешочек или коробочку положить знакомые для ребёнка мелкие предметы (расчёску, ложку, карандаш, щётку, конфету). 2 Завязать глаза и попросить узнать предмет на ощупь. 2
- «Запомни картинки». 2 Цель — развитие зрительной памяти. 2 Дидактический материал: пять картинок с изображениями знакомых предметов (стула, куклы, яблока, кастрюли, тарелки). 2 Ребёнок рассматривает пять картинок и запоминает, что на них нарисовано. 2 Затем картинки переворачивают. 2 Воспитатель показывает на перевёрнутую картинку, а ребёнок должен вспомнить и назвать предмет, изображённый на ней. 2
- «Геометрический узор». 3 Цель — закреплять умение ориентироваться на листе бумаге, повторить знания о геометрических фигурах. 3 Дидактический материал: лист бумаги, набор геометрических фигур. 3 Педагог предлагает составить узор из геометрических фигур, выполняя определённые инструкции. 3
- «Познавательные кружочки». 5 Дидактическое пособие для детей с задержкой психического развития 4–5 лет. 5 Направлено на развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации, а также речи, внимания, мышления, сенсорных и творческих способностей, воображения и фантазии. 5
Выбор дидактических материалов и игр зависит от конкретных задач и целей развития ребёнка.