Помимо метода «5 почему», для анализа первопричин (RCA) используют, например, такие подходы:
- Диаграмма Исикавы (диаграмма причин и следствий). 14 Помогает классифицировать причины проблемы по категориям, таким как «люди», «процессы», «системы», «оборудование». 1
- Анализ отказов и последствий (FMEA — Failure Mode and Effects Analysis). 1 Оценивает возможные точки отказов системы и их последствия, позволяя сосредоточиться на критически важных элементах. 1
- Анализ дерева отказов (Fault Tree Analysis). 1 Используется для анализа сложных систем и позволяет выявить цепочку событий, которая привела к сбою. 1
- Анализ изменений. 23 Подходит для ситуаций, когда значительно изменилась производительность системы. 2 Рассматриваются изменения в человеческом факторе, оборудовании, информации и прочем, что могло способствовать изменению производительности. 2
- Анализ барьеров. 2 Фокусируется на том, какие элементы управления используются для предотвращения или обнаружения проблемы, и какие из них не эффективны. 2
- Решение проблем Kepner-Tregoe и принятие решений. 2 Модель предоставляет четыре различных этапа решения проблем: анализ ситуации, анализ проблем, анализ решения, анализ потенциальных проблем. 2