Рефлексия в обучении может быть:
- Эмоциональной. 37 Помогает оценить настроение и эмоциональное восприятие учебного материала. 7 Например, можно использовать раздаточные карточки со смайликами или знаковыми картинками, показ большого пальца (вверх/вниз), поднятие рук, сигнальные карточки. 4
- Рефлексии деятельности. 47 Её удобно применять при проверке домашних заданий, на этапе закрепления материала, при защите проектов. 4 Она помогает ученикам осмыслить виды и способы работы, проанализировать свою активность и выявить пробелы. 4 Например, можно использовать приём «Лесенка успеха» (каждая ступень — один из видов работы; чем больше заданий выполнено, тем выше поднимается нарисованный человечек) или «Дерево успеха» (каждый листочек имеет свой определённый цвет: зелёный — всё сделано правильно, жёлтый — встретились трудности, красный — много ошибок). 410
- Рефлексии содержания учебного материала. 47 Этот тип рефлексии удобнее проводить в конце урока или на этапе подведения итогов. 4 Он даёт возможность детям осознать содержание пройденного, оценить эффективность собственной работы на уроке. 4 Например, можно предложить детям «облако „тегов“», которые необходимо дополнить. 48
Для правильной организации рефлексии в обучении рекомендуется:
- Создать комфортную атмосферу. 3 Важно, чтобы все ученики чувствовали себя комфортно и не боялись говорить о своих ошибках и задавать вопросы. 3
- Помочь в постановке целей и задач. 3 Учитель помогает классу определить цели и задачи рефлексии, а также предлагает различные методы и техники для её проведения. 3
- Обеспечить обратную связь. 3 В процессе рефлексии преподавателю важно давать обратную связь учащимся, чтобы они могли понять, насколько успешно справляются с рефлексией. 3 Такая обратная связь может быть в виде подбадривающих фраз или жестов, уточняющих вопросов. 3
- Оценить результаты рефлексии. 3 После проведения рефлексии ученикам и учителю необходимо провести оценку результатов, определить, насколько используемые приёмы эффективны. 3 Также важно определить, нужны ли дальнейшие коррективы в образовательном процессе, подумать над возможными точками для повторения пройденного материала в тех моментах, которые вызвали затруднение у класса. 3
В рамках одного урока можно сочетать разные виды рефлексии. 2 При этом необязательно проводить её в конце занятия. 2 Например, при проверке домашнего задания можно заодно узнать, с какими трудностями при его выполнении столкнулись ребята, какие упражнения им понравилось или не понравилось делать и почему. 2