Чтобы запомнить порядок диезов и бемолей в тональностях, можно использовать кварто-квинтовый круг — схему, в которой каждая новая тональность отстоит от предыдущей на расстоянии чистой квинты (3,5 тона) вверх и чистой квинты вниз. 4
Для диезов можно выучить «стишок»: фа — до — соль — ре — ля — ми — си. 4 Каждый новый знак в диезных тональностях появляется на VII ступени. 1 Например, в соль мажоре — фа-диез (VII ступень), в ре мажоре — до-диез (VII ступень) и так далее. 1
Для бемолей можно выучить «стишок» в противоположном порядке: си — ми — ля — ре — соль — до — фа. 4 В бемольных тональностях последний знак появляется на IV ступени. 1 Например, в фа мажоре — си-бемоль (IV ступень), в си-бемоль мажоре — ми-бемоль (IV ступень) и так далее. 1
Также можно использовать письменные задания: писать диезы или бемоли перед каждой нотой, у ключа по порядку, вставлять пропущенные знаки и исправлять ошибки в записи. 1