Законы Торндайка, в частности, лежат в основе бихевиористского подхода к обучению, который применяется в современной образовательной практике. 13 Некоторые способы использования законов Торндайка:
- Закон упражнения. 1 Усвоенное поведение становится устойчивым благодаря практике, но может исчезнуть при её отсутствии. 1 Для сохранения навыка его необходимо регулярно повторять. 1 В обучении это реализуется, например, через систему повторений и тренировок, чтобы закрепить знания и навыки. 4
- Закон эффекта. 14 Поведение закрепляется или подавляется в зависимости от последствий. 1 Действия, которые приводят к приятным результатам (например, вознаграждению), с большей вероятностью повторятся, тогда как поведение, вызывающее неприятные последствия, будет прекращено. 1 В педагогике этот подход используется для поощрения учеников за правильные ответы или за хорошее поведение. 4
- Закон множественных реакций. 2 Чтобы найти наилучший способ реакции на стимул, человек пробует несколько различных стратегий, пока не найдёт оптимальную. 2 Пример: обучение езде на велосипеде, когда ученик пробует разные позиции тела, экспериментирует со скоростью и балансом, пока не найдёт удобное положение для устойчивой езды. 2
- Закон установки. 2 Человек склонен воспринимать информацию в соответствии со своими ожиданиями. 2 Это связано с тем, что он уже имеет определённые представления о мире, которые могут влиять на его восприятие новой информации. 2 Пример: умение работать в команде, когда человек заранее настроен на сотрудничество, он легче воспринимает задачи, требующие кооперации. 2
- Закон ассоциативного сдвига. 2 Если одновременно действуют несколько раздражителей, а у обучающегося есть реакция только на один из них, то в дальнейшем другие раздражители, которые участвовали в данной ситуации, будут вызывать ту же реакцию. 2 Пример: изучение иностранного языка, когда ученик сначала изучал лексику с помощью карточек, а затем перешёл на просмотр видео с субтитрами, его словарный запас может пополняться быстрее благодаря изменению контекста. 2
Эффективность таких методов обучения подтверждается исследованиями. 3 Например, в 2017 году учёные из Индонезии представили результаты применения принципов, описанных Торндайком и Скиннером, для развития речевых навыков среди 32 семиклассников. 3