Уровни педагогической деятельности и эффективность обучения взаимосвязаны следующим образом: эффективность педагогического процесса зависит от качества педагогической деятельности и качества собственной учебно-воспитательной деятельности воспитанников. 3
Педагогическая деятельность включает в себя различные компоненты, например:
- Гностический. 1 Относится к сфере знаний педагога: знание своего предмета, способов педагогической коммуникации, психологических особенностей учащихся, а также самопознание (собственной личности и деятельности). 1
- Проектировочный. 1 Включает в себя представления о перспективных задачах обучения и воспитания, а также о стратегиях и способах их достижения. 1
- Конструктивный. 1 Это особенности конструирования педагогом собственной деятельности и активности учащихся с учётом ближних целей обучения и воспитания (урок, занятие, цикл занятий). 1
- Организаторский. 1 Это система умений педагога организовать собственную деятельность, а также активность учащихся. 1
- Коммуникативный. 1 Это особенности коммуникативной деятельности преподавателя, специфика его взаимодействия с учащимися. 1
Эффективность обучения определяется внешними и внутренними критериями. 4 В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости. 4