Оценка, отметка и самооценка в образовании тесно связаны друг с другом следующим образом:
Оценка влияет на становление самооценки ребёнка. 1 Дети, ориентируясь на оценку учителя, сами считают и делят себя и своих сверстников на «отличников», «двоечников» и т. д.. 1
Отметка — результат оценки, её условно-формальное отражение в баллах. 5 Процесс оценивания должен быть представлен в форме развёрнутого суждения, в котором учитель разъясняет положительные и отрицательные стороны работы ученика, отмечает наличие или отсутствие продвижений. 5
Самооценка отражает знание человека о себе и его отношение к себе. 5 Она складывается с учётом результатов собственной деятельности и оценок со стороны окружающих людей. 5 В основе позитивной самооценки школьника лежат его собственные успехи в учении, а также положительное отношение к нему со стороны близких взрослых. 5