Воспитание влияет на формирование интеллектуальной культуры и мировоззрения личности следующим образом:
Интеллектуальная культура формируется через целенаправленное воздействие на умственную деятельность детей. 5 В процессе воспитания развиваются интеллектуальные умения и навыки, воображение, восприятие, память, мышление. 5 Успешность формирования интеллектуальной культуры зависит от содержания учебного материала, организации интеллектуального труда, методов обучения. 2
Некоторые аспекты влияния воспитания на интеллектуальную культуру:
- Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности. 2 Формируются способности анализировать, сравнивать, обобщать, учитывать причинно-следственные отношения, исследовать, систематизировать знания, обосновывать собственную точку зрения, порождать новые идеи. 2
- Рост индивидуального своеобразия склада ума. 2 Учитываются индивидуальные познавательные склонности, предпочитаемые способы познания, избирательность в выборе учебного материала. 2
Мировоззрение формируется в тесной связи с интеллектуальным развитием. 3 Оно складывается из элементов всех форм общественного сознания: философских, научных, нравственных, политических, эстетических и других. 4 В мировоззрении обобщён опыт духовного и практического освоения мира. 4
Некоторые аспекты влияния воспитания на формирование мировоззрения:
- Усвоение мировоззренческих аспектов знания. 3 Это обеспечивается отбором содержания, методами преподавания, выделением фундаментальных идей в каждой области знания и деятельности, межпредметными связями, созданием интегрированных курсов. 3
- Формирование взглядов и убеждений. 3 Это происходит в общении и в собственной практической деятельности обучающихся: трудовой, общественной, художественной, технической и пр.. 3 Для выработки обучающимися взглядов важна позиция педагога, который выступает носителем определённых норм и мировоззренческих позиций. 3