Внутренняя мотивация влияет на академические достижения студентов следующим образом: если она сильна, то в достаточной степени определяет успешность в учёбе. 1 В основе внутренней мотивации лежит стремление к удовлетворению потребностей человека в познании, достижении и саморазвитии. 2
Внешняя мотивация также может способствовать академическим достижениям, например, через стремление достичь уважения и признания, самоуважения благодаря высоким результатам в учёбе. 2
При этом если внутренней мотивации не хватает или она носит внешний характер, то повысить академическую успешность помогают другие компоненты, такие как ресурсы саморегуляции и стиль объяснения успехов и неудач в учебной деятельности. 1
Также установлено, что высокая положительная учебная мотивация может компенсировать недостаточно высокие способности, но в обратном направлении этот фактор не работает: высокий уровень развития способностей не может компенсировать отсутствие учебной мотивации или её низкую выраженность. 2