Различные методики чтения влияют на формирование читательских навыков следующим образом:
- Методика продуктивного чтения. 15 Позволяет развить читательскую грамотность учащихся, заложить основу умения хорошо учиться, формировать навыки самостоятельной работы с текстом. 5 Стратегия смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приёмами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. 1
- Приём «Ассоциативный куст». 1 Учитель пишет ключевое слово или заголовок текста, учащиеся один за другим высказывают свои ассоциации, учитель записывает. 1 На основе этих ассоциаций обучающиеся могут предположить, о чём будет говориться в тексте. 1
- Чтение с пометками. 1 Учитель даёт ученикам задание написать на полях значками информацию по определённому алгоритму. 1 Этот приём даёт возможность ученику классифицировать информацию, формулировать мысли автора другими словами, научиться вдумчиво читать. 1
- Синквейн. 1 Приём позволяет учащимся выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания, проявлять творческие способности. 1
Также на формирование читательских навыков влияют приёмы активизации сотворчества читателя, например: словесное рисование, подбор музыкального произведения к тексту, чтение на фоне музыки, инсценировка фрагмента, сюжета средствами пантомимы. 3 Они развивают эмоциональность и пробуждают художественный вкус. 3