Уровень образования и индивидуальные особенности учеников влияют на скорость обучения, так как процесс может проходить в индивидуальном темпе. 2
Например, одарённые или талантливые ученики могут учиться в высоком темпе, им по силам то, с чем не справляются другие. 4 Малоспособные дети с аномалиями развития задатков, задержкой психического развития не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний даже за длительное время. 4
Чтобы учесть разные уровни подготовки, в обучении используют уровневую дифференциацию — разделение учащихся на группы по одному из критериев, например по уровню интеллектуального развития. 12
При таком подходе сильные ученики могут быстрее и глубже продвигаться в образовании, а для слабых создаётся ситуация успеха. 23 Однако у уровневой дифференциации есть и отрицательные аспекты: слабые ученики лишаются возможности равняться на более способных, получать от них помощь, соревноваться с ними. 3