Стиль взаимодействия педагога влияет на формирование межличностных отношений учащихся, так как определяет психологическую атмосферу и эмоциональное благополучие в коллективе. edu-torzhok.narod.ru
Некоторые стили педагогического общения и их влияние на межличностные отношения:
- Авторитарный. edu-torzhok.narod.ru cyberleninka.ru Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива и каждого учащегося. edu-torzhok.narod.ru Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. cyberleninka.ru Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. cyberleninka.ru
- Демократический. edu-torzhok.narod.ru cyberleninka.ru Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. edu-torzhok.narod.ru Ученик рассматривается как равный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. cyberleninka.ru Ученики часто испытывают состояние спокойной удовлетворённости, высокой самооценки. cyberleninka.ru
- Либеральный. infourok.ru cyberleninka.ru Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. infourok.ru Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы. cyberleninka.ru В классе неустойчивый микроклимат. cyberleninka.ru
- Общение-устрашение. infourok.ru urok.1sept.ru Такой стиль создаёт в отношениях с учащимися атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на её ограничения и запреты. infourok.ru
Таким образом, положительные отношения между учителем и учеником позволяют учащимся чувствовать себя психологически защищёнными в школьной образовательной среде, обеспечивают благоприятные условия для развития важных социальных и академических навыков. cyberleninka.ru