Стиль взаимодействия педагога влияет на формирование межличностных отношений учащихся, так как определяет психологическую атмосферу и эмоциональное благополучие в коллективе. 1
Некоторые стили педагогического общения и их влияние на межличностные отношения:
- Авторитарный. 13 Педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности коллектива и каждого учащегося. 1 Ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, а не равноправный партнёр. 3 Вследствие этого учащиеся теряют активность или осуществляют её только при ведущей роли учителя, обнаруживают низкую самооценку, агрессивность. 3
- Демократический. 13 Педагог ориентирован на повышение субъектной роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел. 1 Ученик рассматривается как равный партнёр в общении, коллега в совместном поиске знаний. 3 Ученики часто испытывают состояние спокойной удовлетворённости, высокой самооценки. 3
- Либеральный. 23 Педагог старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности, вопросы рассматривает формально. 2 Организация и контроль деятельности учащихся осуществляется без системы. 3 В классе неустойчивый микроклимат. 3
- Общение-устрашение. 24 Такой стиль создаёт в отношениях с учащимися атмосферу нервозности, эмоционального неблагополучия, тормозит творческую деятельность, так как ориентирует не на программу действий, а на её ограничения и запреты. 2
Таким образом, положительные отношения между учителем и учеником позволяют учащимся чувствовать себя психологически защищёнными в школьной образовательной среде, обеспечивают благоприятные условия для развития важных социальных и академических навыков. 3