Вопросы к Поиску с Алисой
Вариационная форма широко использовалась в русской музыке XIX века. www.prodlenka.org multiurok.ru
М. Глинка проявил большой интерес к жанру фортепианных вариаций и развил его. www.prodlenka.org Композитор создал вариационные циклы не только на русские темы (песня «Среди долины ровныя», романс А. Алябьева «Соловей»), но и на собственную тему, на темы В. А. Моцарта, Л. Керубини, В. Беллини, итальянского романса «Благословенна буди мать», ирландской песни «Последняя летняя роза». www.prodlenka.org В процессе варьирования тем Глинка более глубоко раскрывал их содержание и переосмысливал его. www.prodlenka.org
В русской фортепианной музыке последней трети XIX века появились концертные вариационные циклы на народные темы, среди которых выделяются Тема с вариациями ор. 72 А. К. Глазунова и Вариации на народную польскую тему ор. 51 А. К. Лядова. www.prodlenka.org
В XIX столетии проявился новый тип вариационной формы — свободные вариации. www.pedmasterstvo.ru Гармонические контуры и основной мелодический рисунок в них ещё мало изменены, но ритмика, темп и метр меняются так, что каждой вариации придаётся самостоятельный характер. www.pedmasterstvo.ru