Вариационная форма широко использовалась в русской музыке XIX века. 13
М. Глинка проявил большой интерес к жанру фортепианных вариаций и развил его. 1 Композитор создал вариационные циклы не только на русские темы (песня «Среди долины ровныя», романс А. Алябьева «Соловей»), но и на собственную тему, на темы В. А. Моцарта, Л. Керубини, В. Беллини, итальянского романса «Благословенна буди мать», ирландской песни «Последняя летняя роза». 1 В процессе варьирования тем Глинка более глубоко раскрывал их содержание и переосмысливал его. 1
В русской фортепианной музыке последней трети XIX века появились концертные вариационные циклы на народные темы, среди которых выделяются Тема с вариациями ор. 72 А. К. Глазунова и Вариации на народную польскую тему ор. 51 А. К. Лядова. 1
В XIX столетии проявился новый тип вариационной формы — свободные вариации. 2 Гармонические контуры и основной мелодический рисунок в них ещё мало изменены, но ритмика, темп и метр меняются так, что каждой вариации придаётся самостоятельный характер. 2