Ценностный аспект содержания в учебниках «Окружающий мир» реализуется через использование специальных «ценностно-ориентированных» текстов. 12 В них прямо или опосредованно присутствует ценностная ориентация, которая выражается в оценках фактов, событий, поступков. 1 В качестве таких текстов могут использоваться художественные очерки, автобиографии, литературные тексты, сказки, басни, мифы, легенды, пословицы, поговорки. 1
Например, в учебнике «Окружающий мир» А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой для 4 класса помещён текст «В главном — единство, во всём — любовь», в ходе работы над которым дети осваивают базовые национальные ценности человечества, солидарности, патриотизма. 1
Также ценностная ориентация осуществляется при выполнении учебных заданий и проектов, предусмотренных программой. 2 Например, участвуя в проекте «Моя семья», дети изучают «семейный альбом» на страницах учебника, где на фотографиях запечатлены семейные события. 2 Школьники обсуждают чувства и мысли людей, изображённых на иллюстрациях, выражая собственное отношение к совместным семейным занятиям. 2