В педагогике сущность природы человека и взаимодействие биологических и социальных факторов в развитии и формировании личности ученика рассматриваются следующим образом:
Человек представляет собой целостное единство биологического, психического и социального уровней. 3 Биологическое и социальное в нём не противопоставляются, а формируют друг друга. 4 В биологической организации человека, его природе заложены возможности его будущего психического развития. 4
Биологический фактор в развитии человека — это прежде всего наследственность. 1 Физические, интеллектуальные и психические характеристики появляются не сами по себе, они достаются от родителей, дедушек и бабушек и дальних предков. 1 Отличительная черта таких характеристик в том, что они становятся потенциалом для развития личности. 1
Социальный фактор — окружение, в котором растёт и развивается ученик. 1 В окружение включают семью, друзей, родственников, товарищей по учёбе и т. д.. 1 От того, как ученик сумеет влиться в социум, наладить взаимодействие с другими членами общества, во многом зависит его жизнь. 1
Сегодня педагогическая наука воспринимает личность в качестве единого целого, где изменения, происходящие в биологии личности, напрямую влияют на особенности её деятельности и образ жизни. 2 Но основная роль отводится мотивам, интересам и целям, то есть результатам социальной жизни. 2