В личностно-ориентированном подходе индивидуальный опыт ученика учитывается через использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. 2
Некоторые способы, как это происходит:
- Разработка специального дидактического материала. 2 Он должен выявлять индивидуальную избирательность ученика к типу, виду, форме материала, предоставлять свободу выбора при усвоении знаний. 2
- Выделение индивидуальных мыслительных операций. 4 Учитель работает с классом и выделяет различные способы работы с учебным материалом, которыми потом пользуются ученики. 4
- Оценка не только результата, но и процесса учения. 35 Оцениваются те трансформации, которые выполняет ученик, усваивая учебный материал. 5
- Активное участие ученика в обучении. 3 Ученик не принимает бездумно готовый образец или инструкцию учителя, а сам активно участвует в каждом шаге обучения: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, выдвигает гипотезы, определяет причины ошибок и так далее. 3
- Создание ситуаций, позволяющих ученикам проявлять собственные способности, возможности, интересы. 1
Таким образом, в личностно-ориентированном подходе ученик становится главной действующей фигурой образовательного процесса, а его субъективный опыт сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. 4