Для определения способностей учащихся к научной деятельности можно использовать следующие методы:
- Наблюдение. 3 Позволяет сделать выводы о склонностях детей, сформировать представление об их возможностях, выявить основные интересы. 3
- Опросники. 3 Позволяют выявить и оценить сформированность конкретных умений, проявление креативности, степень самостоятельности, мотивационное отношение к тому или иному предмету. 3
- Обращение к специалистам. 3 Можно обратиться к психологам, педагогам, специализирующимся на раннем развитии обучающихся. 3
- Участие в научно-исследовательских конференциях, интеллектуальных, эвристических, дистанционных олимпиадах, конкурсах, викторинах, турнирах, проектах и играх. 4
Некоторые признаки, по которым можно определить способности к занятию научной деятельностью:
- ученик выражает мысли ясно и точно (письменно или устно); 5
- читает книги, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на несколько лет; 5
- обладает хорошей способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений; 5
- после уроков любит смотреть научно-популярные программы, читать журналы и книги (той же направленности); 5
- не унывает, если проект или новая идея не находят одобрения у учителей, родителей или если его эксперимент не удался; 5
- пытается выяснить смысл событий, причины их возникновения; 5
- проводит много времени над созданием собственных «проектов»: конструированием, построением, собиранием; 5
- любит обсуждать научные события, изобретения; 5
- с удовольствием познаёт всё новое, не зацикливается на старом. 5
Также можно включить в учебный процесс решение задач повышенной сложности, побудить к прочному усвоению изучаемого материала, углублённому изучению предмета. 2