Валидность психодиагностических тестов устанавливают несколькими способами:
- Теоретическая валидизация. 1 Проверка показывает, насколько замысел автора и результаты методики совпадают. 1 Для этого тест сопоставляют с родственными показателями и с теми, где, исходя из гипотезы, значимых связей не должно быть. 1 Например, если тест разрабатывался для диагностики умственного развития детей, нужно проанализировать, действительно ли он измеряет именно это развитие, а не какие-то другие особенности. 1
- Прагматическая валидизация. 1 Оценка эффективности, действенности, практической значимости методики с помощью независимого внешнего критерия — показателя проявления изучаемого свойства в повседневной жизни. 1 Такими критериями могут быть успеваемость (для тестов способностей к обучению, тестов достижений, тестов интеллекта), производственные достижения (для методик профессиональной направленности), эффективность реальной деятельности (для тестов специальных способностей), субъективные оценки (для тестов личности). 1
- Содержательная валидность. 2 Отражает степень репрезентативности содержания заданий теста измеряемой области психических свойств. 2 При её установлении изучают вид деятельности испытуемого и его собственные свойства, разрабатывают модель тестовой деятельности на основе наиболее важных элементов реальной деятельности и анализируют соответствие разработанной модели реальной деятельности испытуемого. 2
- Прогностическая валидность. 2 Процедура опирается на анализ корреляции между оценками по тесту и предсказанными результатами деятельности, формирующимися свойствами личности, исходом лечения и т. п.. 2 Например, валидность когнитивного теста для выявления профессиональной пригодности заключается в корреляции между тестовым баллом и профессиональным успехом. 2
Важно, чтобы валидность теста проверялась на выборке испытуемых, отличной от той, с помощью которой производился отбор заданий. 5