Условные рефлексы помогают в обучении сложным двигательным навыкам несколькими способами:
- Обеспечение произвольных компонентов движения. 15 Например, умение уверенно скользить, правильно выполнить поворот приобретается в процессе обучения и имеет условно-рефлекторный механизм. 15
- Формирование динамического стереотипа. 13 При многократном повторении изучаемого движения в центральной нервной системе обучающего формируется строго определённая система очагов возбуждения и торможения — динамический стереотип. 1 Он облегчает и экономизирует выполнение движений. 1
- Автоматизация движений. 1 Многие звенья (компоненты) движений в процессе обучения осуществляются автоматизировано, то есть не требуют особого внимания и часто не осознаются. 1
- Коррекция двигательных актов. 4 Сенсорные условные рефлексы первой и второй сигнальной систем являются пусковыми в двигательной деятельности и несут начальную информацию. 4 Одновременно поступает информация об изменениях во внешней среде и в состоянии внутренних органов, которая обеспечивает коррекцию двигательных актов по ходу их выполнения. 4
Роль условно-рефлекторного механизма образования двигательных навыков подтверждается тем, что выработанные навыки во многом угасают при перерывах в тренировке. 3