Чтобы улучшить технику чтения в 4 классе, можно использовать следующие упражнения и методики:
Работа с таблицами слогов. 2 Детям предлагают прочесть строчку или столбец с определённой буквой, произвольно прочитать слоги, найти в таблице указанный слог или послогово показать слово. 2 Сначала используют таблицы с простыми слогами, а затем переходят к более сложным, состоящим из трёх-четырёх букв. 2
Приём «День — ночь». 2 В процессе чтения необходимо сохранять концентрацию внимания и уметь хорошо ориентироваться в тексте. 2 Для тренировки этих навыков школьникам предлагают читать с соблюдением команд. 2 Как только учитель произносит: «День!» — дети приступают к чтению. 2 Услышав команду «Ночь!» все закрывают глаза. 2 Затем снова звучит слово «День!». 2 После этого нужно найти глазами место в тексте, на котором остановились, и продолжить чтение. 2
Приём «Губы». 2 При внешнем проговаривании скорость чтения замедляется. 2 Поэтому детей следует также учить читать молча, без внешних признаков проговаривания. 2 В ходе чтения, когда учитель даст команду «Губы!», школьники должны начать читать «про себя». 2 При этом им нужно прижать палец к сомкнутым губам, чтобы не давать им шевелиться. 2 После команды «Вслух!» палец следует убрать и перейти к чтению вслух. 2
Чередование знакомого и незнакомого текста. 3 Прочтя несколько раз знакомый текст, скорость чтения увеличивается и переносится, отчасти, и на незнакомый текст. 3
Использование указателя. 4 Можно двигать пальцем или карандашом по строчкам. 4 Это задаёт темп чтения. 4 Ещё полезно закрывать прочитанное бумажкой. 4 Это отучит возвращать глаза к уже прочитанным словам. 4
Важно учитывать, что количественный показатель зависит от типа темперамента ребёнка, уровня развития его мыслительных процессов. 2 Поэтому не удастся всех учеников «подтянуть» к нужным нормам, но улучшить результаты каждого получится. 2