Учитель-словесник может сочетать коммуникативный подход с исследовательским, например, используя уроки-коммуникации, где содержанием становится анализ языка текста. 14 Такие уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей школьников. 1
Некоторые приёмы, которые помогают сочетать коммуникативный и исследовательский подходы:
- Метод погружения в текст. 2 Он готовит учащегося к учебно-исследовательской деятельности и помогает развить коммуникативные навыки: выстраивать своё высказывание, слышать и слушать собеседника, коллективно обсуждать проблему, при необходимости находить компромиссные решения. 2
- Использование заданий исследовательского характера. 2 Их можно включать в систему уроков на разных этапах: в качестве проблемного введения в тему, актуализируя знания, в ходе практической работы или закрепления материала. 2
- Применение проектных заданий. 2 Например, предложение написать продолжение рассказа или сказки, подобрав партнёра по творчеству. 2
- Театрализация или инсценировка. 2 Такой вид деятельности способствует формированию умений интерпретировать эпический текст, привносить своё понимание и осмысление, а также облегчает усвоение содержания образования за счёт «действенного» проживания, диалоговых отношений, игровой и творческой основы. 2