Согласно трудовой теории происхождения человека, предложенной Фридрихом Энгельсом, развитие речи и мышления у первобытных людей является следствием трудовой деятельности. 23
Развитие речи объясняется тем, что по мере развития совместной трудовой деятельности возникла необходимость обмениваться информацией. 4 Эта потребность обусловила развитие членораздельной речи. 4 Система звуковой сигнализации совершенствовалась, что привело к формированию членораздельной речи, а на её основе — второй сигнальной системы, сыгравшей огромную роль в формировании человеческого интеллекта и культуры. 1
Развитие мышления объясняется тем, что в процессе труда предки объединялись, помогали друг другу, уясняя из этого общую выгоду. 5 Постепенно конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактных понятиях — так развивались мыслительные способности, формировалась высшая нервная деятельность. 4
Важным моментом теории является то, что любой труд связан с изготовлением орудий труда, в которых закрепляется социальный опыт человека, его навыки, умения, способ мышления. 12