Тип текста влияет на восприятие и анализ информации, так как каждый тип текста выполняет определённую коммуникативную функцию. 1
Например, нехудожественные тексты характеризуются установкой на однозначность восприятия, а художественные — на неоднозначность. 2 Нехудожественные тексты строятся по законам логического мышления, а художественные — по законам ассоциативно-образного. 2
Для нехудожественного текста важна логико-понятийная, по возможности объективная сущность фактов и явлений. 2 Для художественного — образно-эмоциональная, неизбежно субъективная. 2
Также есть типы текстов, которые стремятся оказать воздействие на читателя, например, убеждающий и прагматический. 1 Их цель — сформировать у адресата определённое отношение к актуальным событиям. 1 Смысловыводящий тип текста, наоборот, отказывается от любых форм давления и манипуляции, его задача — предоставить информацию во всей её полноте и достоверности. 1
Таким образом, тип текста и его содержание определяют друг друга, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. 1