Термины «априори» и «апостериори» повлияли на развитие философии и науки, обозначив разные виды знания по способу его происхождения. 12
Термин «априори» (от лат. a priori — из предшествующего) обозначает знание, полученное независимо от опыта, присущее сознанию изначально или достигаемое путём выдвижения аргументации, построенной на чисто логических соображениях. 1 Представители классического рационализма (Декарт, Спиноза, Лейбниц) настаивали на том, чтобы выстраивать науку исключительно как априорное, доопытное знание. 1
Термин «апостериори» (от лат. a posteriori — из последующего) обозначает знание, получаемое из опыта и обусловленное им. 12 Противники априоризма, эмпирики (Гоббс, Локк, Юм), оспаривали возможность приращения научного знания без обращения к опыту и единственной опорой науки считали полученные опытным путём, апостериорные истины факта. 1
Иммануил Кант примирил эти позиции в своей теории трансцендентального синтеза, распознав в «априори» и «апостериори» форму и содержание знания. 1 По Канту, универсальность и общезначимость научных истин достигается за счёт соединения априорных форм чувственности, выступающих условиями всякого опыта вообще, с априорными формами рассудка. 1
В дальнейшем развитии философии и науки произошло освобождение от догматической поляризации апостериоризма и априоризма: априорность стала трактоваться не как абсолютная независимость от опыта, а как методологическая и гносеологическая зависимость опытного познания от исходных теоретических принципов. 23