Теория речевой деятельности объясняет механизмы возникновения коммуникативных навыков через изучение психологических механизмов, которые обеспечивают речевую деятельность. 2 Некоторые из них:
- Механизм осмысления. 2 Обеспечивает мыслительный анализ содержательной стороны речи, её структурной организации и языкового оформления. 2 На основе этого механизма осознаются мотивы и цели речевой коммуникации, происходит ориентировка в условиях осуществления речевой деятельности. 2
- Механизм речевой памяти. 2 Обеспечивает все стороны речевого процесса, включая содержательный аспект речи и её языковое выражение. 2
- Механизм упреждающего анализа и синтеза речи. 2 Позволяет прогнозировать речь, планировать и контролировать предстоящий процесс речевой деятельности, предугадывать возможные результаты. 23
Также теория речевой деятельности рассматривает речь как особый вид психической деятельности человека, целью которой является общение между людьми. 4 На основе изучения языкового материала вырабатываются навыки: лексические, грамматические и произносительно-интонационные. 4