Текущий контроль положительно влияет на мотивацию и ответственность учеников, в частности, благодаря следующим факторам:
- Стимулирование готовности к ответу. 1 Текущий контроль побуждает учеников постоянно быть готовыми ответить на вопрос и выполнить задание. 1 Для одних это возможность отличиться и самоутвердиться, для других — исправить более низкую отметку на более высокий балл, для третьих — постоянное напоминание о необходимости систематически заниматься как в школе, так и дома. 1
- Формирование ответственного отношения к учению. 1 Проверка побуждает школьников более серьёзно и регулярно контролировать себя при выполнении заданий. 1 Это помогает воспитать твёрдую волю, настойчивость, привычку к регулярному труду. 1
- Развитие самоконтроля. 5 Ученик превращается в равноправного участника процесса обучения. 5 Он не только готов, но и стремится к проверке своих знаний, к установлению того, чего он достиг и что ему ещё предстоит преодолеть. 5
- Формирование мотивов учения. 2 Контроль способствует развитию таких моральных чувств, как долг, обязанность, ответственность, совесть, честь. 2 Школьники избавляются от таких ложных мотивов, как отметка «любой ценой». 2