Технология проблемного обучения в современном образовании предполагает, что преподаватель на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно её разрешают. 2 Такой подход помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей. 2
Некоторые способы применения технологии проблемного обучения:
- Частично-поисковой, или эвристический метод. 4 Учитель сам формулирует проблему и путём постановки наводящих вопросов вовлекает учеников в обсуждение. 4 Также педагог помогает организовать поиск решения поставленной проблемы. 4
- Репродуктивный метод. 4 Уроки строятся по аналогии с образцами. 4 Например, при постановке проблемной ситуации учитель сначала приводит примеры проблемных ситуаций и указывает, как находить противоречия. 4
- Метод проблемного изложения. 4 Главная роль принадлежит учителю: он сам ставит проблему, указывает на противоречие, сам организует поиск решения и доказывает правильность выбранного решения. 4 Ученики при этом играют лишь роль наблюдателей. 4
- Исследовательский метод. 4 Задача учителя сводится лишь к постановке проблемной ситуации. 4 Увидеть противоречие, сформулировать проблему, найти способ её решения — целиком самостоятельная работа учеников. 4
Проблемное обучение помогает достичь нескольких целей: формирование у учеников необходимого объёма знаний, развитие творческого мышления, навыков самостоятельной работы, способности к самообучению. 4