Вопросы к Поиску с Алисой
Устойчивые и неустойчивые ступени связаны с построением музыкальных произведений через процесс разрешения. pimaschool.ru www.4igitara.ru
Устойчивые ступени (I, III и V) создают ощущение завершённости мелодии, служат своеобразной «точкой прибытия». pimaschool.ru К ним тянутся все остальные ступени лада. indierockschool.ru Например, в гамме до-мажор устойчивыми будут звуки До — Ми — Соль, а неустойчивыми — Ре — Фа — Ля — Си. pimaschool.ru
Неустойчивые ступени (II, IV, VI и VII) толкают мелодию вперёд, являются как бы горкой, с которой мелодия хочет скатиться. pimaschool.ru Если оборвать мелодию на неустойчивой ступени, возникает ощущение неоконченности. indierockschool.ru
Процесс разрешения заключается в том, что неустойчивые ступени стремятся перейти в устойчивые: II в I, IV в III, VI в V, VII в I. pimaschool.ru Это является основой современной музыкальной культуры. pimaschool.ru
Таким образом, устойчивые ступени создают опору для мелодии, а неустойчивые — импульс движения, что в целом влияет на общее восприятие музыкального произведения, создавая смену настроений — от напряжения к расслаблению и гармоничности. pimaschool.ru