Генетические и внешние факторы взаимосвязаны в формировании способностей человека. 12
Генетические факторы (генотип) играют главную роль в формировании задатков человека. 2 Задатки — это врождённые анатомо-физиологические особенности организма, которые являются предпосылками развития способностей. 25 К ним относятся, например, особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы. 2 Задатки создают возможности для развития способностей, но не предопределяют их появление и развитие. 2
Внешние факторы (среда) представляют собой комплекс условий, влияющих на процесс развития. 2 Среди благоприятных факторов внешней среды, влияющих на развитие способностей, называют деятельность опытных педагогов, особенности той или иной культуры, особенности воспитания. 3 В то же время обедненная среда, создающая дефицит впечатлений, оказывает отрицательное влияние на развитие способностей. 3
Иногда факторы среды могут полностью компенсировать или, наоборот, нивелировать действие наследственных факторов. 3 С момента рождения ребёнка генотип и среда сливаются в единую линию развития, и сложно понять, где сказывается влияние генотипа, а где среды. 2