Принцип доступности обучения и принцип сознательности усвоения материала связаны, так как эти принципы дополняют и усиливают друг друга. 4
Принцип доступности заключается в том, что содержание, методы и формы обучения должны соответствовать возрастным особенностям обучающихся, уровню их развития. 2 Доступным для ребёнка является лишь то, что соответствует его уровню мышления, объёму накопленных знаний, умений, способов мышления. 3
Принцип сознательности предполагает, что в процессе обучения учащийся должен сознательно воспринимать предлагаемый материал. 2 Это выражается в том, что учащиеся осознают цели учения, планируют и организуют свою работу, умеют себя проверить, проявляют интерес к знаниям, ставят проблемы и умеют искать их решения. 3
Таким образом, принцип доступности обеспечивает основу для усвоения материала, а принцип сознательности — для эффективного обучения, где ученики проявляют познавательную активность и осознанно осваивают учебный материал. 3