В психолингвистических исследованиях субъективные шкалы используются, например, в методиках семантического шкалирования. 2
Суть методики: испытуемому предлагают разместить тестируемый объект (слово) на градуированной шкале, задаваемой антонимичными прилагательными, такими как «горячий — холодный», «лёгкий — тяжёлый» и т. д.. 2 Испытуемый делает это в соответствии со своей субъективной оценкой значения слова. 2
Некоторые примеры использования:
- «Семантический дифференциал» Ч. Осгуда. 24 Классическая методика, которая позволяет описать говорящего по комплексу его голосовых и речевых признаков. 2
- «Семантический интеграл» В. И. Батова и Ю. А. Сорокина. 2 В этой методике тестируемым материалом выступают целые тексты, а задача испытуемых — приписать их тому или иному автору. 2
- Оценка субъективной частотности слова. 3 Испытуемым предлагают оценить, часто ли они слышат или встречают в интернете определённые жаргонные слова, по шкале от 0 до 5, где 0 — никогда, а 5 — очень часто. 3
- Измерение эмоциональной окраски слов. 3 Для этого используют скалярный подход, в котором выделяют шкалу валентности («неприятное — приятное») и две шкалы активации («активация — энергетическое возбуждение» и «активация — напряжение»). 3