Субъективность учителя влияет на выставление оценок в школе, так как в основе оценки может лежать личное отношение педагога к ученику или стереотип его восприятия. 1
Некоторые примеры влияния субъективности на оценку:
- Ошибка «великодушия». 2 Учитель выставляет завышенные оценки. 2
- Ошибка «центральной тенденции». 2 Педагог стремится избежать крайних оценок, например, не ставить двоек и пятёрок. 2
- Ошибка «ореола». 2 Учитель оценивает положительно тех учеников, к которым он лично относится положительно, и отрицательно — тех, к кому отношение отрицательное. 2
- Ошибка «контраста». 2 Знания, качества личности и поведение ученика оцениваются выше или ниже в зависимости от того, выше или ниже выражены те же характеристики у самого педагога. 2
- Ошибка «близости». 2 Учителю трудно сразу после двойки ставить пятёрку, при неудовлетворительном ответе «отличника» педагог склонен пересмотреть свою отметку в сторону завышения. 2
- Логические ошибки. 2 За одинаковые ответы по учебному предмету нарушителю дисциплины и примерному в поведении школьнику выставляют разные оценки. 2
Чтобы снизить влияние субъективности, учителю важно стремиться к объективной и реальной оценке выполненной учеником работы, а также объяснять ученикам, какая, почему и за что выставляется оценка. 23