Образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся к адаптированным программам. 12 Их адаптация включает несколько аспектов:
- Выявление трудностей у детей с ОВЗ. 1 Для этого проводят медицинское, психологическое, дефектологическое, логопедическое, социально-педагогическое обследование. 4 Оно позволяет определить характер особых потребностей ребёнка, его актуальный уровень и потенциальные возможности. 4
- Определение особенностей организации образовательной деятельности. 1 Это происходит с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка, структуры нарушения развития и степени его выраженности. 1
- Создание условий для освоения программы. 1 Для этого обеспечивают дифференцированные условия: оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи. 1
- Адаптация содержания учебного материала. 12 Выделяют необходимое и достаточное для освоения ребёнком с ОВЗ, адаптируют имеющиеся или разрабатывают новые учебные и дидактические материалы. 1
- Использование современных технологий. 12 Применяют методы, приёмы и формы организации учебной работы, которые адекватны возможностям и потребностям обучающихся. 12
- Создание условий для адаптации. 1 Это, например, организация занятий с использованием интерактивных форм деятельности, направленных на раскрытие творческого потенциала ребёнка, реализацию его потребности в самовыражении. 12
- Использование адекватных возможностям детей способов оценки. 1 Оценивают достижения и продукты деятельности ребёнка с учётом его особенностей. 1
Часто при адаптации программ для детей с ОВЗ требуется больше времени для освоения учебного материала. 2 Поэтому сложность и объём учебного материала уменьшают и облегчают. 2