Для создания проблемной ситуации при изучении нового материала можно использовать следующие приёмы:
- Побуждение к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. 12 Это вызывает поисковую деятельность учеников и приводит к активному усвоению новых знаний. 2
- Использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении учащимися практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдений за природой. 2 Проблемные ситуации в этом случае возникают при попытке самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели. 2 Обычно ученики в итоге анализа ситуации сами формулируют проблему. 2
- Постановка учебных проблемных заданий на объяснение явления или поиск путей его практического применения. 2 Например, исследовательская работа учащихся на учебно-опытном участке, в мастерской, лаборатории или учебном кабинете. 1
- Побуждение к предварительному обобщению новых фактов. 1 Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение. 1
- Ознакомление учащихся с фактами, несущими как будто бы необъяснимый характер и приведшими в истории науки к постановке научной проблемы. 1 Обычно эти факты и явления противоречат сложившимся у учеников представлениям и понятиям. 1
- Организация межпредметных связей. 1 В этом случае следует использовать факты и данные наук (учебных предметов), имеющих связь с изучаемым материалом. 1
- Варьирование задачи, переформулировка вопроса. 1
При создании проблемной ситуации важно, чтобы проблема, предлагаемая учащимся, была доступной и не разрешалась с помощью уже имеющихся знаний и навыков, то есть побуждала к выдвижению новых идей и поиску новых знаний. 4