Для создания проблемной ситуации на уроке с использованием системно-деятельностного подхода можно применить следующие приёмы:
- Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения. 35 Можно задать вопросы: «Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо?». 3
- Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. 35 Например: «Вопрос был один? А сколько мнений? Задание было одно? А результат? Почему так получилось?». 3
- Дать практическое задание, невыполнимое вообще (нарушение законов, теорем). 35 Можно спросить: «Смогли ли вы выполнить задание? Почему? В чём затруднения?». 3
- Дать практическое задание, не сходное с предыдущими. 35 Например: «Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее?». 3
- Дать практическое задание, сходное с предыдущим. 35 Сначала учитель даёт задание, похожее на предыдущее. 4 Ученики, не замечая подвоха, выполняют его, применяя уже имеющиеся у них знания. 4 Затем учитель аргументированно доказывает, что задание школьниками всё-таки не выполнено. 4 После этого у ребят и возникает затруднение. 4
При создании проблемной ситуации важно, чтобы проблема была доступной пониманию учащихся, посильной для большинства и интересной для них. 2