Для создания полифункциональной развивающей среды для детей разных возрастов рекомендуется:
- Провести оценку и анализ среды. 5 Определить недостающие компоненты. 5
- Составить перечень необходимых материалов и оборудования. 5 Форма и дизайн предметов должны быть ориентированы на безопасность и возраст детей. 1
- Изучить интересы, предпочтения и особенности детей. 5
- Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования. 5 Опираться стоит на принцип нежёсткого зонирования. 5
- Продумать способы выделения игровых зон. 5 При этом нужно учитывать возможность внесения изменений в среду в течение учебного года. 5
Некоторые элементы, которые помогут сделать среду полифункциональной:
- Природные и бросовые материалы. 1 Палочки, небольшие коряги, баночки, пластиковые крышки можно сложить в отдельную коробку и поставить в доступном месте. 1 С ними можно придумать разные игры, например, от «сухого» бассейна до дидактических. 1
- Полифункциональные игрушки и пособия. 13 Они не должны иметь жёстко закреплённый способ употребления. 1 Например, вкладыши можно использовать в играх с водой, песком, камешками. 3
- Вариативные площадки. 4 Это могут быть мастерские, исследовательские площадки, художественные студии, библиотеки, лаборатории, которые дети могут выбирать по собственному желанию. 4
Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 1