Для создания полифункциональной предметно-пространственной среды в детском саду рекомендуется:
- Провести оценку и анализ среды группового помещения, определить недостающие компоненты. 2
- Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости. 2
- Изучить интересы, предпочтения и особенности детей группы. 2
- Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. 2
- Продумать способы выделения игровых зон с учётом возможности внесения изменений в предметно-пространственную среду в течение учебного года. 2
Некоторые элементы, которые помогут сделать среду полифункциональной:
- Полифункциональные предметы. 1 Это предметы, не обладающие жёстко закреплённым способом употребления, в том числе природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности. 1 Например, развивающее панно с множеством вариантов использования деталей или вкладыши, которые можно использовать в играх с водой, песком, камешками. 2
- Возможность разнообразного использования различных составляющих среды. 1 Например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм. 1 Одно и то же оборудование ребёнок может использовать в различных центрах: оборудование для двигательной активности — в сюжетно-ролевых играх, переносные ширмы, мольберты — в познавательно-исследовательской деятельности. 1
- Лёгкие передвижные, переносные конструкции. 5 Они дают возможность детям создавать пространство для игры в удобном месте — платформы на колёсах, небольшие подиумы на колёсах, переносные уголки ряженья из пластиковой основы, которые могут ещё служить и ширмами. 5
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы. 13