Для создания инклюзивной среды для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА) в дошкольных учреждениях рекомендуется:
- Обеспечить безопасность и доступность пространства. 2 Исключить преграды, обеспечить широкие проходы, рассмотреть возможность использования подъёмников или специальной мебели. 2
- Использовать яркие цвета и контрасты. 2 Это облегчит визуальное восприятие и ориентацию в пространстве. 2
- Применить адаптивную мебель. 2 Регулируемые по высоте столы и стулья, а также подставки для документов могут быть полезными. 2
- Интегрировать развивающие игры с элементами движения. 2 Для комфортного движения можно использовать мягкие маты, коврики для гимнастики и большие подушки. 2
- Предоставить сенсорные и тактильные материалы. 2 Например, текстиль, войлок, песок, чтобы стимулировать чувственное восприятие. 2
- Организовать зоны отдыха и релаксации. 2 Где дети могут использовать удобную мебель и заниматься спокойными деятельностями. 2
- Включить мобильные элементы. 2 Качели, балансиры и мячи помогут развивать равновесие и координацию. 2
- Использовать графические и наглядные подсказки. 2 Яркие и наглядные маркеры можно использовать для обозначения различных зон и инструкций в пространстве. 2
- Создать области для групповых занятий и социального взаимодействия. 2 Где дети могут совместно учиться и играть. 2
- Предоставить колёсные средства передвижения. 2 Например, инвалидные коляски и трёхколёсные велосипеды, чтобы обеспечить детям мобильность и участвовать в различных активностях. 2
Также обязательным условием является организация систематического, адекватного, непрерывного медико- и психолого-педагогического сопровождения ребёнка с НОДА. 1