Рейтинги университетов в России составляются на основе оценки трёх миссий вуза — образовательной, научной и общественной. 2 Например, в предметных рейтингах RAEX при оценке образовательной миссии учитываются качество подготовки зачисленных абитуриентов, кадровая обеспеченность вуза, конкурентоспособность магистратуры, объём финансирования, результаты выступления обучающихся на российских студенческих олимпиадах, количество массовых онлайн-курсов. 2 При оценке научной миссии — библиометрические показатели (публикации и их цитирование) согласно базам Web of Science и РИНЦ, доход от исследований c поправкой на масштаб, масштаб подготовки кадров высшей квалификации (аспирантура), количество защит диссертаций, а также удельный вес внебюджетных источников в общем объёме затрат на научные исследования и разработки. 2 При оценке общественной миссии — объём дохода от программ дополнительного образования и количество прошедших обучение по ним, многообразие знания на уровне вуза (количество программ, по которым ведётся приём), аудитория сайта вуза и количество подписчиков в социальных сетях, а также частота упоминаний вуза в СМИ. 2
Верить рейтингам университетов можно, но с учётом некоторых особенностей. 16 У каждого рейтинга своя методика, в ней используются как объективные данные (например, число студентов, количество научных статей, финансовые показатели вуза), так и мнения экспертов — работодателей или академического сообщества. 1
Однако стоит учитывать, что рейтинги не всегда отражают реальную ситуацию, так как оценка качества образования в учреждении зависит от множества факторов, и в разных рейтингах они учитываются по-разному. 6 Поэтому при выборе вуза также стоит обращать внимание на другие нюансы, например, качество программ обучения, образование и научную степень преподавателей, возможность прохождения практик и стажировок в крупных предприятиях, процент трудоустроившихся по специальности выпускников, отзывы студентов. 6