Чтобы составить конспект по литературе для 8 класса на тему «Русские народные песни», можно воспользоваться следующими рекомендациями:
Вступительное слово учителя. 2 Можно отметить, что народные песни — это особый пласт в русском фольклоре, который помогает понять традиции, ценности и быт предков. 1 Они глубоко раскрывают внутренний мир человека. 3
Обзор жанров русских народных песен. 1 Среди них выделяют былины (повествуют о подвигах богатырей или исторических личностей), обрядово-календарные (сопровождали смену времён года и работу в поле), обрядово-семейные (свадебные и колыбельные песни), лирические (мечты, печаль, несчастная или безответная любовь, разлука и тягости жизни простого крестьянина) и частушки (шуточного характера). 1
Обсуждение статьи из учебника. 2 Можно предложить ученикам прочитать и обсудить статью В. Аникина «Русские народные песни». 2 В ходе беседы можно задать следующие вопросы: какие жизненные обстоятельства вызывали появление народных песен, на какие группы делятся народные песни, почему они используются в литературе и других видах искусства. 2
Анализ лирической песни. 5 Можно предложить ученикам провести устный анализ одной из песен по предложенному плану: 5 выразительное чтение, смысл названия, кто и когда мог её исполнять, каким чувством проникнута песня, какие художественные приёмы использованы в песне, из каких частей она состоит. 5
Конкурс на лучшее исполнение народной песни. 2 Можно подвести итоги конкурса и выявить победителей. 2
Рефлексия. 2 В конце урока можно предложить ученикам подумать над словами литературного критика, например, «У нас народ, — писал Н. А. Добролюбов, — сопровождает пением все торжественные случаи своей жизни, всякое дело, всякое веселье и печаль». 2