Софистика влияет на процесс познания через развитие критического мышления и анализа. 3 Софисты побуждали учеников не просто запоминать информацию, но осмысленно анализировать её. 3 Они учили задавать вопросы, подвергать сомнению общепринятые истины и рассматривать разные точки зрения. 3 Это стало основой современного подхода к критическому мышлению, где цель обучения — не только передача информации, но и развитие способности учеников думать самостоятельно. 3
Кроме того, софисты подчёркивали значение метода отбора и группировки материала, что в то время являлось большим научным прогрессом. 5 Они также предлагали индивидуальный подход к обучению, адаптируя материал и методы под каждого ученика, а не требуя строгого следования единым стандартам. 3
Эклектика влияет на процесс познания через возможность использования уже полученных ранее знаний в новом ракурсе. 8 Эклектика предполагает искусное объединение несочетаемых понятий или их «умный отбор». 8 Это позволяет применять уже имеющиеся сведения, но в хаотичном способе изложения, без их отбора и систематизации. 2
Таким образом, софистика способствует развитию самостоятельного мышления и критического подхода к обучению, а эклектика даёт возможность применять знания в новом ракурсе, используя различные источники информации.