При анализе лирических произведений при подготовке к экзамену следует обратить внимание на следующие пункты: 15
- Автор и история создания. 1 Зная творческую манеру автора и условия, в которых создавалось стихотворение, можно многое о нём сказать. 1
- Тема, идея, основная мысль, смысл. 1 Правильно определить тему — половина успеха. 1
- Образ лирического героя. 1 Кто он для автора? Каким предстаёт? Что чувствует? Какие у него эмоции? Ответив на эти вопросы, смысл стихотворения станет гораздо яснее. 1
- Чувство, которым проникнуто стихотворение, переживание, ситуация, эмоции, сюжет. 1 Чувства лирического героя чаще всего являются «переработанными» чувствами самого автора, как правило, эмоции создателя и героя стихотворения очень похожи. 1
- Значение первой и последней строфы, ключевые строфы. 1 Очень часто неожиданный поворот, резкая смена эмоций или прояснение смысла происходит в последней строфе стихотворения. 1
- Изобразительно-выразительные средства (тропы, фигуры речи). 1 Оценив средства художественной выразительности, которые использовал автор, можно судить о его эмоциональной оценке происходящего. 1
- Литературное направление. 1 Если оно чётко прослеживается, то это может помочь при анализе. 1 Например, романтические произведения всегда имеют набор особых характеристик и специфическую эмоциональную окраску. 1
- Жанр. 1 Элегия, послание, ода — всегда имеют свои неповторимые черты. 1
- Особенности лексики. 1 Лексика, которую использует автор (высокая, сниженная или смешанная), много может сказать о смысле, который он вкладывает в своё творение. 1
При анализе также стоит указать размер, рифму и рифмовку, это поможет понять ритм лирического произведения, его мелодику и настроение. 5
Главное — практиковаться чаще: читать больше лирики, изучать анализы стихотворений, анализировать их самостоятельно. 1