Система управления качеством в современных лабораториях применяется для гарантии точности, надёжности и своевременности представления результатов испытаний, анализа, исследований или тестирования. 1
Некоторые аспекты применения системы управления качеством:
- Персонал. 1 Система охватывает элементы учёта и управления персоналом, а также способствует поощрению и мотивации сотрудников. 1
- Оборудование. 1 Система гарантирует, что для работы выбирается подходящее оборудование, оно правильно установлено, работает в соответствии с требуемыми условиями, а обслуживание и управление производится своевременно и в полном объёме. 1
- Закупки. 1 Процедуры системы качества позволяют гарантировать, что все применяемые реагенты и расходные материалы хорошего качества, а их хранение и использование выполняется таким образом, чтобы сохранять целостность и надёжность. 1
- Оценка работы. 1 Процесс оценки — это инструмент для изучения работы лаборатории и сравнения достигнутых показателей с нормативными требованиями или другими лабораториями. 1 Оценка может быть внутренней (выполняется собственным персоналом) или внешней (проводится сторонней организацией). 1
- Обслуживание заказчиков (клиентов). 1 Лаборатории необходимо точно понимать, кто является её заказчиком (клиентом), оценить его потребности и свои возможности и выстроить систему обратной связи с заказчиками. 1
- Надёжность и безопасность. 1 Система качества лаборатории включает в себя множество факторов обеспечения надёжности и безопасности. 1 Она позволяет избежать нежелательных последствий от опасностей и рисков, связанных с помещениями лаборатории, применяемым оборудованием, материалами и реагентами, вредными выбросами (отходами), условиями труда сотрудников и пр.. 1
Для подтверждения компетентности лаборатория проводит самоанализ, то есть внутренние проверки (внутренний аудит) на соответствие деятельности лаборатории требованиям. 2