Система «учитель-ученик» в современном исламском образовании построена таким образом, чтобы способствовать гармоничной интеграции религиозных и светских знаний. 2 Это руководствовалось принципом «илм» (знание), который занимает центральное место в исламском учении. 2
Коран и хадисы побуждают мусульман стремиться к знаниям на протяжении всей жизни, подчёркивая ценность как духовного, так и мирского образования. 2 Современные исламские системы образования стремятся сбалансировать традиционное религиозное образование с современными предметами, готовя людей к вызовам в глобализированном мире, придерживаясь при этом исламских этических принципов. 2
Роль учителя в такой системе заключается в том, чтобы помочь ученику идти путём духовного самосовершенствования, а не подчинить его волю и ум. 1 Ученик, в свою очередь, должен следовать всему тому, чему учит его учитель, и перенимать его нравы и черты характера. 4