В российской системе образования с неуспевающими учениками применяют различные методы, среди них:
- Контроль подготовленности учащихся. 1 Учитель контролирует усвоение вопросов, которые вызывают у учеников наибольшее затруднение, анализирует и систематизирует ошибки. 1
- Изложение нового материала. 1 Учитель проверяет степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала, стимулирует вопросы при затруднениях. 1
- Самостоятельная работа учащихся на уроке. 1 Для неё подбирают задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. 1
- Организация самостоятельной работы вне класса. 1 Ученикам обеспечивают повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы. 1
- Установление причин неуспеваемости. 1 Для этого проводят встречи с родителями, беседы со школьными специалистами: классным руководителем, психологом, врачом, логопедом и обязательно с самим ребёнком. 1
- Составление индивидуального плана работы. 1 План направлен на ликвидацию пробелов в знаниях отстающего ученика на текущую четверть, его корректируют по мере необходимости. 1
- Использование дифференцированного подхода. 1 Для слабых учеников применяют специальные обучающие таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля. 4
- Организация дополнительных занятий и групп выравнивания. 4 Занятия в них проводят по результатам серьёзной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. 4
- Воспитательное воздействие. 4 С неуспевающими учениками ведут индивидуальную планируемую воспитательную работу, которая включает и работу с семьёй школьника. 4
Эффективность работы с неуспевающими учениками зависит от совместной работы всех специалистов, для этого используют, например, психолого-педагогический консилиум. 2