Система образования может помочь в профилактике и коррекции поведения несовершеннолетних несколькими способами:
- Создание комфортной и безопасной образовательной среды. 2 Важно, чтобы педагоги следовали духовно-нравственным ценностям и установкам, были позитивным примером для своих воспитанников. 2
- Работа с группами риска. 2 К ним относятся школьники со сложностями в обучении и развитии, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в социально опасном положении, из неблагополучных семей. 2 Выявление и сопровождение таких обучающихся — задача педагогов-психологов и социальных педагогов. 2
- Информационно-просветительская работа. 1 Несовершеннолетних информируют об их правах и обязанностях, о требованиях, предъявляемых государством и обществом к выполнению установленных для данной возрастной группы социальных норм. 1
- Взаимодействие с родителями. 1 Образовательные организации проводят тренинги для родителей по обучению способам позитивной коммуникации, профилактики и урегулирования конфликтов, методам поддержки детей в трудных жизненных ситуациях. 2
- Организация досуга учащихся. 5 Вовлечение школьников в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу способствует развитию творческой инициативы ребёнка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. 5
- Организация допрофессиональной подготовки подростков. 4 Это предполагает поддержку личности и семьи ребёнка в создании нормальных условий взаимодействия с социальным окружением, подготовку подростка к жизни в современном обществе. 4
Также в профилактической деятельности на всех уровнях играет роль служба школьной медиации (примирения), цель которой — урегулирование конфликтов с помощью медиативно-восстановительных технологий. 2