Синхронический подход в словообразовании фокусируется на текущем состоянии языка, а диахронический — на его историческом развитии. 15
Синхроническое словообразование изучает словообразовательную систему или её части и элементы в определённый период времени развития языка. 4 При таком подходе анализируют правила и закономерности, с помощью которых создаются новые слова в современных контекстах. 1 Например, в слове «рубаха» выделяют корень «рубах» и окончание «а» и говорят, что это слово непроизводное. 1
Диахроническое словообразование занимается историческими изменениями в словообразовательной системе. 3 При таком подходе устанавливают время и способ образования производного слова, изучают развитие его словообразовательной структуры и связей. 3 Например, с точки зрения диахронического подхода наречие «слева» образовано путём слияния предлога «с» и формы родительного падежа краткого имени прилагательного, а наречие «направо» — предлога «на» с винительным падежом краткого имени прилагательного. 5
Таким образом, синхронический подход изучает современное состояние языка, а диахронический — его историческое развитие. 1