Для формирования эффективной системы обучения в учебных заведениях рекомендуется следовать таким принципам:
- Принцип практической необходимости. 1 Предполагает предварительный анализ всех включаемых в систему методов и средств обучения, изучение практики и результативности их применения в других системах. 1
- Принцип системности. 1 Система обучения должна представлять собой целостный механизм, в котором каждый из элементов находится во взаимосвязи с другими. 1
- Принцип прозрачности. 1 Каждый участник системы должен иметь чёткое представление о цели обучения, ожидаемом конечном результате, используемых методах и средствах обучения. 1
- Принцип методологической ясности. 1 Предусматривает чёткое представление каждого учащегося о задачах и предмете организуемого обучения, роли каждого участника в данной системе. 1
- Принцип адекватности качества обучения. 1 Предполагает своевременное выявление слабых звеньев системы обучения и их корректировку или полную замену на более качественные и эффективные элементы. 1
- Принцип объективной оценки результатов обучения. 1 Предусматривает использование разнообразных методов и средств, направленных на оценку уровня знаний и умение их применять на практике. 1
- Принцип суммарной оценки эффективности обучения. 1 Всестороннее исследование общего уровня знаний, умений, навыков и компетенций учащихся, полученных по итогу обучения в рамках системы. 1
- Принцип поддержки. 1 Осуществление всесторонней педагогической и методологической поддержки педагогам, реализующим процесс обучения. 1
- Принцип внедрения результатов обучения. 1 Предполагает обучение использованию полученных знаний в практической деятельности, с целью понимания их значимости и формирования навыков использования. 1
Также для повышения эффективности обучения можно использовать персонализацию материалов с учётом интересов и способностей обучающихся, создавать условия для роста и практики (например, ученики могут проверять работы друг друга, пересматривать свои работы и ранее созданные тексты). 2