Для решения составных математических задач в начальной школе рекомендуется следующий алгоритм: 12
- Прочитать задачу и представить себе то, о чём в ней говорится. 2
- Выделить в тексте числовые данные, единицы счёта и ключевые слова условия и вопроса. 2
- Записать условие кратко или выполнить чертёж. 2
- Подумать, можно ли сразу ответить на вопрос задачи. 2 Если нет, то почему. 2 Что надо узнать сначала, что потом? 2
- Составить план решения (устно или на черновике). 2
- Выполнить решение с пояснениями. 2
- Проверить решение, прочитать вопрос задачи и записать ответ задачи. 2
Также можно использовать методические приёмы: 1
- Рассмотрение двух простых задач с последующим объединением их в составную. 1 Учитель с учащимися анализирует тексты простых задач, предлагая определить, чем они похожи и чем отличаются. 1 Затем предлагает объединить оба сюжета в один текст, получая составную задачу. 1
- Рассмотрение простой задачи с последующим преобразованием в составную путём изменения её вопроса. 1 Например, решив задачу, учитель предлагает ответить на второй вопрос по тому же условию: «Сколько всего звёздочек вырезали ребята?». 1
- Рассмотрение простой задачи с последующим преобразованием в составную путём изменения её числовых данных. 1 Например, учитель предлагает внести в текст задачи такие изменения, чтобы лишнее данное понадобилось. 1
Для обучения решению составных задач можно использовать «Памятку по работе над задачей» — индивидуальную карточку с напечатанным на ней алгоритмом работы над задачей. 1